Описание методики

Мониторинг обеспечения объективности процедур оценки качества образования и олимпиад в образовательных организациях Челябинской области (мониторинг объективности процедуры)

Содержание

1.      Общие положения

1.1.   Обозначения и сокращения.

1.2.   Назначение и область применения мониторинга обеспечения объективности процедур оценки качества образования и олимпиад в образовательных организациях Челябинской области.

1.3.   Информационный ресурс мониторинга обеспечения объективности процедур оценки качества образования и олимпиад в образовательных организациях Челябинской области (ИР «Мониторинг объективности процедуры»).

2.      Работа в информационном ресурсе мониторинга обеспечения объективности процедур оценки качества образования и олимпиад в образовательных организациях Челябинской области (ИР «Мониторинг объективности процедуры»).

3.      Порядок предоставления результатов мониторинга обеспечения объективности процедур оценки качества образования и олимпиад в образовательных организациях Челябинской области.

3.1. Структура и содержание отчетов мониторинга обеспечения объективности процедур качества образования и олимпиад школьников (региональный, муниципальный, институциональный уровни).

3.2    Направленность управленческих решений по результатам мониторинга обеспечения объективности процедур качества образования и олимпиад школьников (региональный, муниципальный, институциональный уровни).

 

1. Общие положения

 

1.1.          Обозначения и сокращения

В описании мониторинга обеспечения объективности процедур оценки качества образования в системе образования Челябинской области используются следующие условные обозначения и сокращения:

 

ВПР

Всероссийские проверочные работы – совокупность федеральных процедур оценки качества, итоговые контрольные работы для обучающихся разных классов по отдельным предметам, которые проводятся по итогам учебного года в целях развития единого образовательного пространства в Российской Федерации, совершенствования общероссийской системы оценки качества образования

ВСОКО

Внутренняя система оценки качества образования образовательной организации

 

ВсОШ

Всероссийская олимпиада школьников – федеральная процедура оценки качества, проводимая ежегодно по 24 общеобразовательным предметам в четыре этапа (школьный, муниципальный, региональный, заключительный)

 

ЕСОКО

Единая система оценки качества образования

 

ИР «Мониторинг объективности процедуры»

Информационный ресурс мониторинга обеспечения объективности процедур оценки качества образования и олимпиад в образовательных организациях Челябинской области

 

МОУО

Орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования

 

МСИ

Международные сравнительные (сопоставительные) исследования качества образования – совокупность международных процедур оценки качества, в которых принимают участие отобранные на федеральном уровне образовательные организации, педагогические и руководящие работники образовательных организаций субъектов Российской Федерации

 

МСОКО

Муниципальная система оценки качества образования

 

НИКО

Общероссийская программа по оценке качества общего образования, предусматривающая проведение регулярных выборочных исследований качества образования федерального уровня по отдельным учебным предметам на конкретных уровнях образования

 

Общероссийская и региональная оценка по модели PISA

Федеральная процедура оценки качества общего образования на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся

 

ОИВ

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования – Министерство образования и науки Челябинской области

 

ОО

Образовательная организация

 

ООШ

Областная олимпиада школьников – региональная (Челябинская область) процедура оценки качества по 11 общеобразовательным предметам, проводимая в три этапа (школьный, муниципальный, областной) по решению ОИВ

 

РИКО – 4

Региональная (Челябинская область) процедура оценки качества – диагностика уровня индивидуальных достижений (метапредметных планируемых результатов и функциональной грамотности) обучающихся 4-х классов при освоении образовательных программ начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО, отражающих национальные, региональные и этнокультурные особенности (комплексная работа)

 

РИКО – 7

Региональная (Челябинская область) процедура оценки качества – диагностика уровня индивидуальных достижений (метапредметных планируемых результатов и функциональной грамотности) обучающихся 7-х классов, при освоении образовательных программ в соответствии с ФГОС ООО (индивидуальный проект)

 

РИКО – 10

Региональная (Челябинская область) процедура оценки качества – диагностика уровня индивидуальных достижений (метапредметных планируемых результатов и функциональной грамотности) обучающихся 10-х классов при освоении образовательных программ в соответствии с ФГОС ООО (областная контрольная работа)

 

Рособрнадзор

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

 

РСОКО

Региональная система оценки качества образования

 

СПО

Среднее профессиональное образование

 

TIMSS

 

Международное исследование качества математического и естественнонаучного образования (Third International Mathematics and Science Study)

 

PISA

Международное сравнительное исследование качества образования (Programme for International Student Assessment)

 

PIRLS

Исследование качества чтения и понимания текста (Progress in International Reading Literacy Study)

 

ICILS

Международное исследование по изучению компьютерной и информационной грамотности обучающихся 8-х классов (International Computer and Information Literacy Study)

 

ICCS ФГОС НОО

 

ФГОС ООО

 

ФГОС СОО

Международное исследование гражданского образования (International Civic and Citizenship Education Study)

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования

 

 

       

1.2.          Назначение и область применения мониторинга обеспечения объективности процедур оценки качества образования и олимпиад в образовательных организациях Челябинской области

Мониторинг обеспечения объективности процедур оценки качества образования и олимпиад в образовательных организациях Челябинской области (мониторинг объективности процедуры) определяет: наименование, нормативные и методологические основания организации и проведения мониторинга объективности процедуры; цель и объекты мониторинга объективности процедуры (группы и перечень процедур оценки качества образования), направления, показатели и значения оценки в рамках мониторинга объективности процедуры; принципы мониторинга объективности процедуры; этапы мониторинга объективности процедуры; ожидаемые результаты мониторинга объективности процедуры.

Наименование – мониторинг обеспечения объективности процедур оценки качества образования и олимпиад в образовательных организациях Челябинской области (мониторинг объективности процедуры).

Мониторинг обеспечения объективности процедур оценки качества образования и олимпиад в образовательных организациях Челябинской области содержательно определен нормативными и методологическими основаниями.

Нормативными основаниями разработки и проведения мониторинга объективности процедуры выступают документы федерального и регионального уровней.

Документами федерального уровня являются:

1.                 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»[1].

2.                 Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16.03.2018 № 05-71 «О направлении методических рекомендаций по повышению объективности оценки образовательных результатов».

3.                 Письмо Управления оценки качества и контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов РФ от 20.04.2021 г. № 08-70 «О направлении материалов по организации мониторинга системы управления качеством образования органов местного самоуправления».

4.                 Письмо Управления оценки качества и контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов РФ от 25.05.2021 г. № 08-99 «О проведении мониторинга эффективности механизмов управления качеством образования в субъектах Российской Федерации».

Нормативными основаниями мониторинга объективности регионального уровня выступают:

1.                 Постановление Правительства Челябинской области от 28 декабря 2017 г. № 732-П «О государственной программе Челябинской области «Развитие образования в Челябинской области» на 2018-2025 годы»[2].

2.                 Ведомственный проект «Формирование востребованной системы оценки качества образования на 2018-2025 годы»[3].

Помимо нормативных оснований содержание мониторинга объективности определено также методологическими основаниями, обеспечивающими функционирование региональной системы оценки качества образования (далее – РСОКО): Концепция (обновленная) региональной системы оценки качества образования (Челябинская область)[4], а также Методика обеспечения объективности процедур оценки качества образования в системе образования Челябинской области[5] (обосновывает идею объективизации проведения процедур оценки качества образования, в том числе олимпиад, посредством решения задач обеспечения и сопровождения).

Основаниями отнесения мониторинга объективности процедуры к региональной процедуре оценки качества образования и определение содержания и технологии ее проведения выступают региональные модели на основе концепции РСОКО: модель оценки качества общего образования[6], модель муниципальной системы оценки качества общего образования[7]. Данные материалы обеспечивают в системе образования Челябинской области единство подходов к формированию, проведению, анализу и интерпретации результатов внутрирегиональных процедур оценки качества образования и конкретизируют структуру мониторинга объективности процедуры. Методологическим основанием мониторинга объективности процедуры выступает также Концепция регионального сетевого экспертного сообщества в сфере оценки качества образования (описывает роль самоанализа как формы профессионально-общественной экспертизы при оценке качества образования)[8]. Концепция информационной политики в системе образования Челябинской области[9] определяет на основе единых региональных подходов и правил формирование информационного ресурса мониторинга объективности процедуры и его включение в информационно-коммуникационную инфраструктуру системы образования Челябинской области.

Важным методологическим основанием мониторинга объективности выступает, кроме того, метод математической статистики, используемый при определении алгоритмов расчета полученных данных. Данный метод обеспечивает равнозначность полученных результатов, возможность их накопления, хранения в базе данных информационного ресурса, а также анализа и интерпретации полученных данных.

В целом отражение в мониторинге объективности процедуры концептуальных идей РСОКО и методов научного познания обеспечивает интеграцию данной процедуры оценки качества образования (и ее технологическое решение в виде информационного ресурса) в единое оценочное и информационное пространство системы образования Челябинской области.

Таким образом, единство нормативного и методологического подходов обеспечивают валидность и технологичность мониторинга объективности процедуры при использовании его в качестве региональной процедуры оценки качества образования в рамках РСОКО на всех уровнях управления (региональном, муниципальном, институциональном).

Совокупность вышеприведенных оснований определяет направления мониторинга и набор показателей, позволяющих в полной мере оценить предмет мониторинга объективности процедуры – обеспечение условий объективности оценки образовательных результатов освоения обучающимися образовательных программ[10] через осуществление на всех уровнях управления комплекса обязательных мероприятий по трём направлениям (соответствуют Методике обеспечения объективности процедур оценки качества образования в системе образования Челябинской области):

1)                обеспечение объективности образовательных результатов в рамках конкретной процедуры оценки качества образования;

2)                осуществление профилактической работы с образовательными организациями по предотвращению необъективных результатов в рамках конкретной процедуры оценки качества образования;

3)                формирование у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов в рамках конкретной процедуры оценки качества образования.

Обеспечение условий объективности оценки образовательных результатов освоения обучающимися образовательных программ в ходе процедуры оценки качества образования может быть достигнуто за счет согласованных действий ее участников (организаторов, исполнителей) на всех уровнях управления образованием: региональном (согласованным с федеральным), муниципальном, а также институциональном (на уровне образовательных организаций). Совокупность согласованных алгоритмов обеспечения объективности процедуры оценки качества образования выступает процедурным компонентом РСОКО.

Под мониторингом обеспечения объективности процедур оценки качества образования и олимпиад в образовательных организациях Челябинской области (мониторинг объективности процедуры) понимается инвариантная постоянная процедура оценки качества образования, проводимая на региональном, муниципальном и институциональном уровнях, которая позволяет осуществить оценку обеспечения условий объективности процедур оценки качества образования (в том числе олимпиад) в образовательных организациях Челябинской области.

Целью мониторинга объективности процедуры является получение информации об обеспечении условий объективности при проведении конкретной процедуры оценки качества образования (в том числе олимпиад) в образовательных организациях Челябинской области (совокупности процедур оценки качества), необходимой и достаточной для эффективного управления качеством образования.

Объектами мониторинга объективности процедуры выступают, во-первых, определенные Единой системой оценки качества образования (ЕСОКО) группы процедур оценки качества образования:

1)                Международные исследования качества образования – МСИ (TIMSS, PISA (международное исследование), PIRLS, ICILS, ICCS и др.);

2)                Федеральные исследования качества образования / процедуры оценки качества образования (НИКО, ВПР, Общероссийская оценка по модели PISA, Региональная оценка по модели PISA) др.;

3)                Всероссийская олимпиада школьников.

Во-вторых, к объектам мониторинга объективности процедуры относятся группы инвариантных региональных процедур оценки качества образования (соответствуют РСОКО):

1)    Региональные исследования качества образования – оценка качества образовательных результатов обучающихся (РИКО – 4, РИКО – 7, РИКО – 10) и др;

2)                Областная олимпиада школьников.

Обобщенная карта групп процедур оценки качества образования (с перечнем конкретных процедур, их распределение по предметам/метапредмету, классам/возрастам), выступающих объектами мониторинга обеспечения объективности процедур оценки качества образования и олимпиад в образовательных организациях Челябинской области, представлена в приложении 1.

С целью осуществления оценки по объектам мониторинга объективности процедуры определены интегративные для всех групп процедур оценки качества образования и для всех уровней управления качеством образования направления мониторинга, показатели и виды оценки условий обеспечения объективности.

Совокупность направлений, показателей и их значений по каждому из этапов процедуры оценки качества образования представлены в мониторинговых (функциональных) картах:

1)      мониторинговая (функциональная) карта обеспечения условий объективности процедур оценки качества образования и олимпиад в образовательных организациях Челябинской области на региональном уровне (приложение 2);

2)      мониторинговая (функциональная) карта обеспечения условий объективности процедур оценки качества образования и олимпиад в образовательных организациях Челябинской области на муниципальном уровне (приложение 3);

3)      мониторинговая (функциональная) карта обеспечения объективности процедур оценки качества образования и олимпиад в общеобразовательных организациях Челябинской области на институциональном уровне (приложение 4).

Мониторингом объективности процедуры определен единый (для всех функциональных карт) показатель соответствия обеспечения условий объективности процедур оценки качества образования нормативным/установленным требованиям (уровни соответствия в процентном соотношении):

до 34 % – критический;

35 – 80 % – допустимый;

81 – 100 % – оптимальный.

Данные границы распределения по уровням определены по аналогии с применяемыми шкалами в рамках федеральных мониторингов эффективности механизмов управления качеством образования в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации.

Принципы мониторинга объективности процедуры отражают инвариантные правила его применения в рамках РСОКО:

нормативности – оценка условий обеспечения объективности процедур оценки качества образования в соответствии с нормативно заданными/установленными требованиями;

ответственности – презумпция ответственности руководителя образовательной организации, руководителя органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, за достоверность данных, предоставляемых в рамках полномочий в ходе мониторинга;

целевого назначения – получение необходимой и достаточной для принятия управленческих решений информации, исходя из цели и задач мониторинга;

объективности и достоверности информации – опора на объективные данные, получаемые из ИР «Мониторинг объективности процедуры»;

сравнимости данных – отслеживание единообразных результатов по обеспечению условий объективности процедур оценки качества образования в образовательных организациях Челябинской области по выделенным объектам;

применимости результатов для оценки других показателей качества образования – возможность использования результатов мониторинга объективности процедуры как индикаторов эффективности механизмов управления качеством образования на региональном, муниципальном и институциональном уровнях;

технологичности – предоставление входа через личные кабинеты пользователей государственной информационной системы «Образование в Челябинской области» (ГИС «Образование»); сбор, хранение и накопление данных в рамках информационного ресурса; возможность их оперативного применения различными группами пользователей[11].

Мониторинг объективности процедуры предусматривает проведение на каждом уровне управления (региональном, муниципальном, институциональном) в соответствии с полномочиями самооценки/оценки соблюдения условий обеспечения объективности при проведении конкретной процедуры оценки качества образования (состав и перечень определены в приложении 1) на каждом этапе:

1)                подготовки к проведению процедуры оценки качества образования (региональный, муниципальный, институциональный уровни);

2)                проведения процедуры оценки качества образования (региональный, муниципальный, институциональный уровни);

3)                оценивания в рамках процедуры оценки качества образования (региональный, муниципальный, институциональный уровни);

4)                работы с результатами процедуры оценки качества образования (региональный, муниципальный, институциональный уровни).

При этом этапы подготовки, проведения, оценивания процедуры оценки качества (1-3) рассматриваются как обеспечивающие, обязательные для мониторинга непосредственно в установленные сроки проведения конкретной процедуры оценки качества образования. По представленным данным обеспечивающей части мониторинга формируются первичные отчетные данные об обеспечении условий объективности процедуры оценки качества образования.

Этап работы с результатами процедуры оценки качества образования (4) осуществляется в иные сроки, поскольку получение результатов может носить отсроченный характер (относительно сроков проведения самой процедуры оценки качества). Данная часть мониторинга объективности процедуры рассматривается как результативная: именно после ее проведения формируются итоговые (совокупные) отчетные данные об обеспечении условий объективности процедуры оценки качества образования в рамках завершенного управленческого цикла.

Проведение мониторинга объективности процедуры в комплексе обеспечивающей и результативной составляющих гарантирует наиболее полную информационную основу для эффективного управления качеством образования на всех уровнях региональной системы образования.

Ожидаемыми результатами мониторинга объективности процедуры станут (по уровням управления):

1)                на уровне образовательных организаций (институциональный уровень):

систематическое применение (в ходе каждой внешней процедуры оценки качества образования) мониторинга объективности процедуры в качестве инструментария для оценки условий обеспечения объективности процедур оценки качества образования (процедурный компонент внутренней системы оценки качества образования);

получение оценки обеспечения условий объективности при проведении конкретной процедуры оценки качества образования (по каждой группе процедур, по классам, по предметам, по этапам);

использование полученных данных как информационной основы для анализа уровня обеспечения условий объективности процедур оценки качества образования (по каждой группе процедур, по классам, по предметам, по этапам);

принятие эффективных управленческих решений:

а) обеспечивающих – принимаемых последовательно непосредственно в рамках всех этапов процедуры оценки качества образования (подготовки, проведения, оценивания, анализа результатов);

б) результативных – принимаемых по результатам мониторинга объективности процедуры в рамках внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО): стратегических (проектирование программы развития

образовательной организации по результатам ВСОКО), тактических (содержательное наполнение плана работы, разработка и реализация дорожной карты по подготовке и проведению процедур оценки качества образования, корректировка локальных нормативных актов, совершенствование методической работы и др.).

2) на уровне органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования:

систематическое применение (в рамках полномочий) мониторинга объективности процедуры в качестве инструментария для оценки условий обеспечения объективности процедур оценки качества образования (регионального и муниципального уровней) – процедурный компонент муниципальной системы оценки качества образования);

формирование и пополнение банка данных об обеспечении условий объективности процедур оценки качества образования в подведомственных образовательных организациях (по каждой группе оценочных процедур, по классам, по предметам, по этапам);

сформированный актуальный (в том числе в динамике) ежегодный перечень образовательных организаций муниципального образования по уровням обеспечения условий объективности процедур оценки качества образования (на основе данных мониторинга объективности процедуры);

принятие эффективных управленческих решений:

а) обеспечивающих – принимаемых в соответствии с полномочиями муниципального уровня непосредственно в рамках всех этапов процедуры оценки качества образования (подготовки, проведения, оценивания, анализа результатов) в соответствии с полномочиями;

б) результативных – принимаемых на основе полученных данных мониторинга объективности процедуры в рамках муниципальной системы оценки качества образования (далее – МСОКО) по обеспечению условий объективности процедур оценки качества образования (совершенствование муниципальных механизмов управления качеством образования, конкретизация муниципальных заданий, согласование программ развития образовательных организаций, проектирование целевых муниципальных программ развития и др.);

3) на уровне органа исполнительной власти субъекта РФ (Министерство образования и науки Челябинской области):

использование мониторинга объективности процедуры (при проведении федеральных и региональных исследований качества образования) в качестве инструментария инвариантной постоянной процедуры оценки качества в рамках региональной системы оценки качества образования;

сформированный актуальный (в том числе в динамике) ежегодный перечень муниципальных образований, образовательных организаций с критическим (достаточным, оптимальным)) уровнем обеспечения условий объективности процедур оценки качества образования (на основе данных мониторинга объективности процедуры);

принятие эффективных управленческих решений:

а) обеспечивающих – принимаемых в соответствии с полномочиями субъекта РФ непосредственно в рамках всех этапов процедуры оценки качества образования (подготовки, проведения, оценивания, анализа результатов) в соответствии с полномочиями;

б) результативных – принимаемых на основе полученных данных мониторинга объективности процедуры в рамках региональной системы оценки качества образования: совершенствование региональных механизмов управления качеством образования, формирование (корректировка) целевых региональных программ и ведомственных проектов, обеспечение адресного научно-методического, информационно-технологического и организационного сопровождения муниципальных образований и образовательных организаций по обеспечению объективности процедур оценки качества образования и др.

Предусматривается осуществление мониторинга объективности процедуры периодически в течение всего текущего учебного года по всей совокупности групп процедур оценки качества образования в разрезе конкретных исследований, предметов, классов/возрастов (приложение 1) в соответствии с утверждаемыми Министерством образования и науки Челябинской области графиками проведения процедур оценки качества образования, а также порядком и регламентом проведения мониторинга.

 

1.1.          Информационный ресурс мониторинга обеспечения объективности процедур оценки качества образования и олимпиад в образовательных организациях Челябинской области

Мониторингом объективности процедуры предусмотрено использование в качестве единого технологического решения регионального информационного ресурса мониторинга обеспечения объективности процедур оценки качества образования и олимпиад в образовательных организациях Челябинской области (ИР «Мониторинг объективности процедуры»).

Содержательным ядром ИР «Мониторинг объективности процедуры» являются мониторинговые (функциональные) карты обеспечения объективности процедур оценки качества образования и олимпиад в образовательных организациях Челябинской области на региональном, муниципальном, институциональном уровнях – приложения 2,3,4 соответственно.

Структурно мониторинговые (функциональные) карты являются единообразными для оценки условий обеспечения объективности для всех процедур оценки качества образования и для всех уровней управления образованием (региональный, муниципальный, институциональный).

Каждая из карт включает в себя компоненты (утвердительные предложения, разделенные по этапам проведения процедуры), последовательное заполнение которых является технологической цепочкой осуществления мониторинга обеспечения объективности процедуры на всех четырех этапах: этапе подготовки, этапе проведения, этапе оценивания, этапе работы с результатами, в каждом из которых определены направления:

Направление 1: Обеспечение объективности образовательных результатов в рамках конкретной процедуры оценки качества образования.

Направление 2: Осуществление профилактической работы с образовательными организациями по предотвращению необъективных результатов в рамках конкретной процедуры оценки качества образования.

Направление 3: Формирование у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов в рамках конкретной процедуры оценки качества образования.

Критерии оценки определяются как выполнение или невыполнение показателей, определенных в мониторинговой (функциональной карте) по каждому этапу и направлению. Расчетным способом определяется итоговая оценка, определяющая уровень обеспечения условий объективности при проведении конкретной процедуры оценки качества образования (включая олимпиады) в образовательных организациях Челябинской области.

В последующих разделах данных материалов подробно представлено содержание работы в ИР «Мониторинг объективности процедуры» на всех этапах конкретной процедуры оценки качества образования (в том числе олимпиад) в образовательных организациях Челябинской области.

 

2.     Работа в информационном ресурсе мониторинга обеспечения объективности процедур оценки качества образования и олимпиад в образовательных организациях Челябинской области (ИР «Мониторинг объективности процедуры»)

Мониторинг объективности процедуры предусматривает форму самооценки, которую проводят при каждой внешней процедуре оценки качества образования (перечень – приложение 1) в рамках своих полномочий: образовательные организации; органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования; Министерство образования и науки Челябинской области.

Самооценка осуществляется каждый раз путем заполнения в ИР «Мониторинг объективности процедуры» мониторинговой карты соответствующего уровня, причем работа с ней включает два взаимосвязанных и логически обусловленных периода.

Первый период – обеспечивающий – включает в себя работу в ИР «Мониторинг объективности процедуры» на трех этапах: подготовки, проведения, оценивания непосредственно в установленные сроки проведения конкретной процедуры оценки качества образования. По окончании данного периода формируются первичные отчетные данные об обеспечении условий объективности конкретной процедуры оценки качества образования.

Второй период – результативный – предполагает деятельность специалистов в ИР «Мониторинг объективности процедуры» на этапе работы с результатами процедуры оценки качества образования в срок, когда получены результаты оценивания работ обучающихся (кроме исследований, не предусматривающих индивидуальные результаты; например, отдельные МСИ). После ее проведения формируются итоговые (совокупные) отчетные данные об обеспечении условий объективности процедуры оценки качества образования в рамках завершенного управленческого цикла.

Необходимо отметить, что мониторингом объективности процедуры предусмотрена единая логика заполнения мониторинговых (функциональных) карт по каждому этапу и направлению. Каждый показатель в функциональной карте измеряется индикатором, представленными балльной системой: 0 баллов или 1 балл (выполнение показателя/невыполнение показателя, «да» / «нет»).

 

Работа в ИР «Мониторинг объективности процедуры» в обеспечивающий период имеет организационные, технологические и содержательные особенности.

В рамках организационной работы на региональном и муниципальном уровнях:

назначаются ответственные должностные лица за проведение мониторинга (самооценки) по конкретной процедуре оценки качества (по группе процедур/ по всей совокупности процедур в целом) в регионе и муниципальном образовании; за координацию работы образовательных организаций в соответствии с регламентом проведения мониторинга объективности процедур оценки качества образования;

определяется категория участников в соответствии с документами, регламентирующими процедуру оценки качества образования (в том числе олимпиады) участников;

обеспечивается передача в образовательные организации инструктивно-методических материалов по вопросам работы с ИР «Мониторинг объективности процедуры»;

организуется участие в инструктивно-методических совещаниях/семинарах по вопросам проведения мониторинга объективности процедуры;

осуществляется ввод (актуализация) данных в ИР «Мониторинг объективности процедуры» в личном кабинете участника (региональный/муниципальный уровень) и создаются условия для проведения самооценки.

В образовательных организациях (институциональный уровень) в ходе организационной работы по применению ИР «Мониторинг объективности процедуры»:

назначаются ответственные должностные лица по заполнению (ведению) мониторинга объективности процедуры по конкретной процедуре оценки качества (по группе процедур/ по всей совокупности процедур в целом);

осуществляется подготовка ответственных должностных лиц к работе с ИР «Мониторинг объективности процедуры»;

осуществляется ввод (актуализация) данных в ИР «Мониторинг объективности процедуры» в личном кабинете участника (образовательная организация) и создаются условия для проведения самооценки.

Технологически работа в ИР «Мониторинг объективности процедуры» на всех уровнях проведения самооценки (региональный, муниципальный, институциональный) осуществляется единообразно, через цепочку последовательных действий:

1.        Войти в личный кабинет участника ИР «Мониторинг объективности процедуры».

2.        Внести информацию в рамках конкретной процедуры оценки качества по каждому этапу проведения процедуры оценки качества и направлению в соответствии с функциональной картой (приложения 2 – 4).

На основе предоставленных данных в ИС «Мониторинг объективности процедуры» автоматически будет зафиксирован достигнутый уровень объективности обеспечения процедур оценки качества образования в обеспечивающий период (таблица 1) и сформирован соответствующий отчет в личном кабинете.

Таблица 1

Уровень обеспечения

условий объективности процедур оценки качества образования и олимпиад в образовательных организациях Челябинской области

Уровень обеспечения

объективности

Уровень соответствия по этапам 1-3

 (18 баллов)

Общий итог

(22 балла)

Критический (0-34%)

0-6 баллов

0-7 баллов

Допустимый (35-80%)

7-14 баллов

8-18 баллов

Оптимальный (81-100%)

15-18 баллов

19-22 баллов

 

Содержательной особенностью работы в ИР «Мониторинг объективности процедуры» в обеспечивающий период, при всей внешней простоте вопросов для самооценки, является необходимость формирования пакета нормативных актов соответствующего уровня, проведения комплекса мероприятий, обеспечивающих на этапах подготовки, проведения и оценивания условия объективности процедуры оценки качества образования.

На этапе подготовки к проведению процедуры оценки качества образования система работы по обеспечению условий объективности включает:

обеспечение условий соблюдения мер объективности, защиты информации, независимого наблюдения;

регламентацию проведения процедуры;

подготовку по единым требованиям необходимых контрольных измерительных материалов;

обеспечение участия в информационно-методических/тренировочных мероприятиях специалистов, привлекаемых к проведению;

персональное инструктирование по мерам профилактики попадания в «зону риска» по необъективному проведению процедуры;

информирование родителей и обучающихся о предстоящей процедуре;

предусмотренность порядка подачи и рассмотрения апелляций по процедуре.

На этапе проведения процедуры оценки качества образования система работы по обеспечению условий объективности означает:

создание организационно-технических условий и осуществление контроля их соблюдения;

создание информационных условий и осуществление контроля их соблюдения;

соблюдение конфиденциальности информации при хранении, использовании и передаче материалов;

присутствие независимых наблюдателей;

осуществление информирования общественности о факте проведения процедуры оценки качества образования.

Целостность системы работы по обеспечению условий объективности на этапе оценивания (проверки, экспертизы) работ обучающихся в рамках процедуры оценки качества образования предусматривает:

обеспечение критериального оценивания назначенными экспертами;

осуществление согласования подходов к экспертной оценке, обеспечивающего объективность результатов;

определение алгоритма обработки результатов, обеспечивающего их объективность;

проведение персонального инструктирования экспертов по мерам профилактики попадания в «зону риска» по результатам необъективного оценивания;

принятие мер по защите информации ограниченного доступа;

информирование родителей и обучающихся о критериях оценивания результатов процедуры.

Положительный ответ («да») на каждый вопрос мониторинговой карты означает сформированность заданного мониторингом показателя, его документальное подтверждение, и, как следствие, формирует систему работы образовательной организации, органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, Министерства образования и науки Челябинской области по созданию, поддержанию и совершенствованию условий обеспечения объективности при проведении как отдельной процедуры оценки качества образования, так и всей совокупности внешних процедур оценки качества образования (по направлениям: обеспечение объективности образовательных результатов; осуществление профилактической работы по предотвращению необъективных результатов; формирование у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов в рамках конкретной процедуры оценки качества образования).

 

Работа в ИР «Мониторинг объективности процедуры» на этапе работы с результатами конкретной процедуры оценки качества образования (результативный период) в организационном плане для всех участников (региональный, муниципальный, институциональный уровни) предполагает повторный «вход» ответственных должностных лиц в «личный кабинет», осуществление самооценки по предложенным в соответствующем разделе карты мониторинга показателям.

Технологически данный процесс не отличается от работы в обеспечивающий период, а после внесения данных системой автоматически осуществляется расчет итогового уровня обеспечения условий объективности процедур оценки качества образования и олимпиад в образовательных организациях Челябинской области (таблица 1).

Содержательно участники ИР «Мониторинг объективности процедуры» представляют на соответствующем уровне работу с результатами процедуры оценки качества результаты по аспектам:

соблюдения требований информационной безопасности при работе с результатами участникам;

подготовки аналитических материалов по результатам; подготовки адресных рекомендаций/проведения методических мероприятий, направленных на обеспечение справедливой непротиворечивой оценки результатов;

осуществлению информирования родителей, обучающихся о положительных не персонифицированных результатах процедуры.

По завершении самооценки в ИР «Мониторинг объективности процедуры» в личных кабинетах на всех уровнях (региональном, муниципальном и институциональном) формируются статистические отчеты на каждом из этапов проведения мониторинга. Структура и содержание отчетов мониторинга объективности процедуры описаны в следующем разделе мониторинга.

 

Раздел 3. Порядок предоставления результатов мониторинга обеспечения объективности процедур оценки качества образования и олимпиад в образовательных организациях Челябинской области

 

3.1 Структура и содержание отчетов мониторинга обеспечения объективности процедур качества образования и олимпиад школьников. Этап интерпретации данных мониторинга обеспечения объективности процедур качества образования и олимпиад школьников (региональный, муниципальный, институциональный уровни)

В ИР «Мониторинг объективности» формируются статистические отчеты по уровню обеспечения условий объективности процедур (ы) оценки качества образования и олимпиад в образовательных организациях.

Уровень обеспечения условий объективности процедур оценки качества образования (в том числе олимпиад) определяется:

1)           по уровню соответствия результатов обеспечивающего периода (этапы 1-3: подготовки к проведению процедуры оценки качества образования, проведения процедуры оценки качества образования, оценивания работ обучающихся);

2)           по общему итоговому уровню соответствия (обеспечивающий и результативный периоды).

На региональном уровне результаты мониторинга фиксируются по трем аспектам:

1)       уровень, который определяется итоговой оценкой при заполнении формы мониторинга на региональном уровне;

2)       уровень, который является итоговым по результатам заполнения формы мониторинга муниципалитетами;

3)       уровень, который является итоговым по результатам заполнения образовательными организациями по муниципалитетам.

На муниципальном уровне результаты мониторинга формируются по двум аспектам:

1)       уровень, который определяется итоговой оценкой при заполнении формы мониторинга на муниципальном уровне;

2)       уровень, который является итоговым по результатам заполнения образовательными организациями муниципалитета.

 

Расчет данных в отчетах и определение показателя уровня обеспечения объективности процедур качества образования и олимпиад школьников осуществляется автоматически в ИР «Мониторинг объективности процедуры». Система расчетов предусматривает возможность корректировки расчетных значений максимального количества баллов в случаях, если в рамках конкретной процедуры оценки качества образования тот или иной этап и/или показатель не предусмотрен (например, этап оценки при проведении отдельных МСИ).

 

3.2 Направленность управленческих решений по результатам мониторинга обеспечения объективности процедур качества образования и олимпиад школьников (региональный, муниципальный, институциональный уровни)

Мониторинг обеспечения объективности процедур качества образования и олимпиад школьников предусматривает возможность принятия на каждом из уровней управления эффективных управленческих решений различной направленности.

Во-первых, это совокупность управленческих решений, принимаемых организаторами процедуры оценки качества образования непосредственно в рамках каждого из ее этапов (подготовки, проведения, оценивания, анализа результатов). Факт принятия таких решений, их наличие, действенность собственно и являются предметом самооценки управляющей структурой того или иного уровня при заполнении соответствующей мониторинговой (функциональной) карты (региональной, муниципальной, институциональной). За утвердительными ответами на вопросы для самооценки стоит, таким образом, целенаправленная, системная, цикличная управленческая деятельность, необходимая и достаточная для обеспечения условий объективности конкретной процедуры оценки качества образования.

С этой точки зрения, применение периодическое (для каждой процедуры оценки качества образования) мониторинга объективности процедуры обеспечивает целостность управленческого цикла, его эффективность на каждом уровне управления качеством образования, а также определяет единство и преемственность управленческих решений в рамках РСОКО – МСОКО – ВСОКО.

Во-вторых, мониторинг обеспечения объективности процедур качества образования и олимпиад школьников предусматривает возможность принятия управленческих решений по его результатам в рамках той же системы РСОКО – МСОКО – ВСОКО.

Направленность таких решений может быть как стратегической, обеспечивающей совершенствование и развитие систем оценки качества образования, так и тактической – определяющей эффективность применения механизмов управления качеством образования.

Для обеспечения условий объективности процедуры оценки качества образования необходима, как отмечено выше, совокупность управленческих решений, принимаемых организаторами процедуры оценки качества образования непосредственно в рамках каждого из ее этапов (подготовки, проведения, оценивания, анализа результатов).

Направленность управленческих решений на каждом из этапов процедуры оценки качества образования имеет свою специфику.

Этап подготовки является основополагающим при проведении процедуры оценки качества образования, поскольку определяет целевые установки для последующих этапов и работы с результатами процедур оценки качества образования[1].

Управленческие решения на этапе подготовки к проведению процедуры оценки качества образования должны быть направлены на разработку/использование регламентов, комплектов документов, обеспечивающих проведение в регионе/муниципалитете/ образовательной организации процедуры оценки качества образования; контрольных измерительных материалов; использование их демоверсий, разработанных на федеральном уровне.

Кроме того, направленность управленческих решений на четкое проведение анализа и самоанализа с целью выявления причинно-следственных связей попадания образовательных организаций в «зону риска» по результатам процедур оценки качества образования и государственных итоговых аттестаций.

А также направленность на формирование у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов.

На этапе подготовки к проведению процедуры оценки качества образования управленческие решения могут быть отражены следующих документах, представленных в обобщенном виде в таблице 2.

Таблица 2

Направленность управленческих решений на этапе подготовки к проведению процедуры оценки качества образования

 

Этап подготовки к проведению процедуры оценки качества образования

Направление управленческих решений

Региональный уровень

Муниципальный уровень

Уровень образовательной организации

Примерные документы, отражающие управленческие решения

Обеспечение объективности образовательных результатов в рамках конкретной процедуры оценки качества образования

 

 

1.           Распорядительный документ об обеспечении условий соблюдения мер объективности, защиты информации, независимого наблюдения.

2.           Приказ об утверждении регламента проведения/ использовании предложенного регламента.

3.           Распорядительный документ о подготовке по единым требованиям контрольных измерительных материалов.

4.           Распорядительный документ об обеспечении участия в информационно-методических/тренировочных мероприятиях специалистов, привлекаемых к проведению.

Профилактическая работа с образовательными организациями по предотвращению необъективных результатов в рамках конкретной процедуры оценки качества образования

1.           Распорядительный документ об обеспечении персонального инструктирования специалистов, привлекаемых к проведению оценочных процедур, по мерам профилактики попадания в «зону риска» по необъективному проведению процедуры.

Формирование у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов в рамках конкретной процедуры оценки качества образования

1.           Распорядительный документ об осуществлении информирования родителей и обучающихся о предстоящей процедуре.

2.           Распорядительный документ о порядке подачи и рассмотрения апелляций по процедуре.

 

На этапе проведения процедуры оценки качества управленческие решения должны быть направлены на обеспечение объективности образовательных результатов в рамках конкретной процедуры оценки качества образования; во-вторых, на обеспечение формирования у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов; в-третьих, на обеспечения контроля за соблюдением процедуры оценки качества образования в образовательных организациях с необъективными результатами, включенными в «зону риска». На этапе проведения процедур оценки качества образования управленческие решения могут быть отражены в следующих документах, представленных в обобщенном виде в таблице 3.

Таблица 3

Направленность управленческих решений на этапе проведения процедуры оценки качества образования

Этап проведения процедуры оценки качества образования

Направление управленческих решений

Региональный уровень

Муниципальный уровень

Уровень образовательной организации

Примерные документы, отражающие управленческие решения

Обеспечение объективности образовательных результатов в рамках конкретной процедуры оценки качества образования

 

 

1.           Распорядительный документ о создании организационно-технических условий и осуществлении контроля их соблюдения (предоставление КИМ, предоставление рабочих мест, соблюдение регламента и др.).

2.           Распорядительный документ о создании информационных условий и осуществлении контроля их соблюдения (проведение предусмотренных инструктажей для участников процедуры на всех этапах проведения).

Профилактическая работа с образовательными организациями по предотвращению необъективных результатов в рамках конкретной процедуры оценки качества образования

1.           Распорядительный документ о соблюдении конфиденциальности информации при хранении, использовании и передаче материалов.

2.           Распорядительный документ о присутствии независимых наблюдателей (с исключением конфликта интересов).

 

Формирование у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов в рамках конкретной процедуры оценки качества образования

1.           Распорядительный документ об осуществлении информирования общественности о факте проведения процедуры оценки качества образования.

 

 

На этапе оценивания (проверки, экспертизы) работ обучающихся управленческие решения должны обеспечивать объективность оценивания в соответствии с утвержденными критериями и методиками оценивания выполненных заданий; согласованную работу экспертов; соблюдение информационной безопасности; своевременную передачу бланков выполненных работ либо их оцифровки и техническое сопровождение в части своевременного размещения материалов в информационных системах. Примерная направленность управленческих решений на этапе оценивания процедуры оценки качества образования показана в таблице 4.

Таблица 4

Направленность управленческих решений на этапе оценивания процедуры оценки качества образования

Этап оценивания работ обучающихся в рамках процедуры оценки качества образования

Направление управленческих решений

Региональный уровень

Муниципальный уровень

Уровень образовательной организации

Примерные документы, отражающие управленческие решения

Обеспечение объективности образовательных результатов в рамках конкретной процедуры оценки качества образования

 

 

1.       Распорядительный документ об обеспечении критериального оценивания назначенными экспертами, осуществлении согласования подходов к экспертной оценке, обеспечивающее объективность результатов.

2.       Распорядительный документ об определении алгоритма обработки результатов процедуры оценки качества образования, обеспечивающий их объективность

Профилактическая работа с образовательными организациями по предотвращению необъективных результатов в рамках конкретной процедуры оценки качества образования

1.       Распорядительный документ о проведении персонального инструктирования экспертов по мерам профилактики попадания в «зону риска» по результатам необъективного оценивания результатов процедуры.

2.        Распорядительный документ о принятии мер по защите информации ограниченного доступа

Формирование у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов в рамках конкретной процедуры оценки качества образования

1.     Документ об осуществлении информирования родителей и обучающихся о подходах к оцениванию результатов процедуры

 

На этапе работы с результатами проведения процедуры оценки качества образования управленческие решения должны быть направлены на необходимость проведения анализа полученных результатов на уровне субъекта РФ и/или региональным координатором и передачи сформированного статистико-аналитического отчета (информационно-аналитической справки) для дальнейшей интерпретации руководителями и специалистами органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, специалистами муниципальных методических служб, а далее – непосредственно руководителями и педагогическими работниками образовательных организаций. Примерный перечень управленческих решений на этапе работы с результатами процедуры оценки качества образования представлен в таблице 5.

Таблица 5

Направленность управленческих решений на этапе работы с результатами процедуры оценки качества образования

 

Этап работы с результатами процедуры оценки качества образования

Направление управленческих решений

Региональный уровень

Муниципальный уровень

Уровень образовательной организации

Примерные документы, отражающие управленческие решения

Обеспечение объективности образовательных результатов в рамках конкретной процедуры оценки качества образования

 

 

1.       Распорядительный документ о направлении результатов участникам в срок и с соблюдением требований информационной безопасности.

2.       Распорядительный документ о подготовке/ утверждении аналитических материалов.

Профилактическая работа с образовательными организациями по предотвращению необъективных результатов в рамках конкретной процедуры оценки качества образования

1.                  Распорядительный документ о подготовке адресных рекомендаций/проведении методических мероприятий, направленных на обеспечение справедливой непротиворечивой оценки результатов.

Формирование у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов в рамках конкретной процедуры оценки качества образования

1.     Распорядительный документ об осуществлении информирования родителей/ законных представителей обучающихся о не персонифицированных результатах процедуры, о возможностях индивидуализации при  освоении образовательной программы

 

Вторая группа управленческих решений, связанная уже с результатами мониторинга объективности процедуры, должна «работать» на развитие системы РСОКО – МСОКО – ВСОКО в целом и на развитие механизмов управления качеством образования, в частности. Примерная направленность таких решений представлена в таблице 6.

Таблица 6

Направленность управленческих решений по результатам мониторинга объективности процедуры

 

Уровень управленческих решений

Региональный уровень

Муниципальный уровень

Уровень образовательной организации

Примерные управленческие решения на основе полученных данных мониторинга объективности процедуры

Стратегический, обеспечивающей совершенствование и развитие систем оценки качества образования

1.Формирование (корректировка) целевых региональных программ и ведомственных проектов.

2.Развитие региональной системы оценки качества образования.

3. Совершенствование региональных механизмов управления качеством образования.

4.Обеспечение адресного научно-методического, информационно-технологического и организационного сопровождения муниципальных образований и образовательных организаций по обеспечению объективности процедур оценки качества образования.

1. Конкретизация муниципальных заданий, согласование программ развития образовательных организаций.

2.Проектирование целевых муниципальных программ развития и др.).

3. Развитие муниципальной системы оценки качества образования.

4. Совершенствование муниципальных механизмов управления качеством.

 

1. Проектирование программы развития образовательной организации по результатам ВСОКО.

2.Развитие внутренней системы оценки качества образования.

3. Совершенствование механизмов управления качеством образования.

 

Тактический – обеспечивающий

эффективность применения механизмов управления качеством образования

1.Использование мониторинга объективности процедуры при проведении федеральных и региональных исследований качества образования в качестве инструментария региональной процедуры оценки качества.

2.Ведение, актуализация (в том числе в динамике) перечня муниципальных образований, образовательных организаций с критическим уровнем обеспечения условий объективности процедур оценки качества образования.

3.Планирование и осуществление работы по обеспечению и комплексному сопровождению образовательных организаций, муниципальных образований по достижению оптимального уровня условий объективности проведения процедур оценки качества образования.

1.Систематическое применение мониторинга объективности процедуры в качестве муниципальной процедуры оценки условий обеспечения объективности процедур оценки качества образования.

2.Формирование и пополнение банка данных об обеспечении условий объективности процедур оценки качества образования в подведомственных образовательных организациях (по каждой группе оценочных процедур, по классам, по предметам, по этапам).

3. Ведение, актуализация (в том числе в динамике) перечня образовательных организаций муниципального образования по уровням обеспечения условий объективности процедур оценки качества образования.

4.Планирование и осуществление работы по сопровождению образовательных организаций для достижения оптимального уровня условий объективности проведения процедур оценки качества образования

1.Систематическое применение мониторинга объективности процедуры (для внешних и внутренних процедур ВСОКО).

2.Получение оценки обеспечения условий при проведении конкретной процедуры оценки качества образования (по каждой группе процедур, по классам, по предметам, по этапам).

3. Использование данных мониторинга объективности процедуры как информационной основы для анализа эффективности управления качеством образования.

4. Содержательное наполнение плана работы мероприятиями, разработка и реализация дорожной карты по подготовке и проведению процедур оценки качества образования.

5. Корректировка локальных нормативных актов.

6. Совершенствование методической работы.

 

В целом, использование потенциала мониторинга объективности процедуры для принятия управленческих решений как процедурного характера (решения при осуществлении этапов процедуры оценки качества образования), так и результативного (стратегические и тактические решения на основе полученных данных) обеспечивает системность и завершенность управленческого цикла деятельности по обеспечению объективности процедур качества образования и олимпиад на всех уровнях управления: региональном, муниципальном, институциональном.

Приложение 1

 

Группы процедур оценки качества образования в разрезе конкретных исследований, предметов, классов/возрастов в системе общего образования

 

Таблица 1

 

Международные сравнительные (сопоставительные) исследования

 

Наименование

Класс

Предмет / метапредмет

Периодичность проведения

TIMSS

4, 8 и др.

метапредмет

1 раз в 4 года

PISA (МЖД)

7-9

(15 лет)

метапредмет

1 раз в 3 года

PIRLS

4

метапредмет

1 раз в 5 лет

ICILS

8

метапредмет

1 раз в год

(последнее – 2014 год)

ICCS

7, 8

(14 лет)

метапредмет

с 2009

(последнее 2016 год)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

 

Федеральные процедуры оценки качества образовательных результатов обучающихся

Наименование

Класс

Предмет / метапредмет

Периодичность проведения

НИКО

дошкольники

4-8, 10-11

 

1 раз в год

ОКО

СПО

(14-17 лет,

1 курс)

русский язык

математика

английский язык

история

ежегодно

ВПР

4-8

все предметы

ежегодно

ВПР

10-11

все предметы

ежегодно

ВПР

СПО

(14-17 лет,

1 курс)

метапредмет / профильный предмет по выбору ОО

впервые в сентябре-октябре 2021

Общероссийская оценка по модели PISA

7-9

(15 лет)

метапредмет

Выборка (до 2024)

Региональная оценка по модели PISA

7-9

(15 лет)

метапредмет

2020 (до 2024)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3

 

Региональные исследования качества образования (оценка качества образовательных результатов обучающихся)

Наименование

Класс

Предмет / метапредмет

Периодичность проведения

РИКО – 4

4

метапредмет, функциональная грамотность

ежегодно

РИКО – 7

7

метапредмет, функциональная грамотность

ежегодно

РИКО – 10

10

метапредмет, функциональная грамотность

ежегодно

 

 

Таблица 4

Федеральная процедура оценки качества образования (Всероссийская олимпиада школьников)

Наименование

Класс

Предмет / метапредмет

Периодичность проведения

ВсОШ

5-11

Английский язык

ежегодно

ВсОШ

5-11

Астрономия

ежегодно

ВсОШ

5-11

Биология

ежегодно

ВсОШ

5-11

География

ежегодно

ВсОШ

5-11

Информатика

ежегодно

ВсОШ

5-11

Искусство

ежегодно

ВсОШ

5-11

Испанский язык

ежегодно

ВсОШ

5-11

История

ежегодно

ВсОШ

5-11

Итальянский язык

ежегодно

ВсОШ

5-11

Китайский язык

ежегодно

ВсОШ

5-11

Литература

ежегодно

ВсОШ

4-11

Математика

ежегодно

ВсОШ

5-11

Немецкий язык

ежегодно

ВсОШ

5-11

Обществознание

ежегодно

ВсОШ

5-11

ОБЖ

ежегодно

ВсОШ

5-11

Право

ежегодно

ВсОШ

4-11

Русский язык

ежегодно

ВсОШ

5-11

Технология

ежегодно

ВсОШ

5-11

Физика

ежегодно

ВсОШ

5-11

Физическая культура

ежегодно

ВсОШ

5-11

Французский язык

ежегодно

ВсОШ

5-11

Химия

ежегодно

ВсОШ

5-11

Экология

ежегодно

ВсОШ

5-11

Экономика

ежегодно

 

Таблица 5

 

Региональная процедура оценки качества образования (областная олимпиада школьников)

Наименование

Класс

Предмет / метапредмет

Периодичность проведения

ООШ

5-8

Английский язык

ежегодно

ООШ

5-11

Башкирский язык и литература

ежегодно

ООШ

5-8

Биология

ежегодно

ООШ

5-8

Испанский язык

ежегодно

ООШ

5-8

Итальянский язык

ежегодно

ООШ

5-8

Китайский язык

ежегодно

ООШ

5-8

Математика

ежегодно

ООШ

5-8

Немецкий язык

ежегодно

ООШ

5-11

Татарский язык и литература

ежегодно

ООШ

7-8

Физика

ежегодно

ООШ

7-8

Химия

ежегодно

 

 

 

Приложение 2

 

Мониторинговая (функциональная) карта обеспечения условий объективности процедур оценки качества образования и олимпиад в образовательных организациях Челябинской области

на региональном уровне

 

Направление мониторинга/

период/

этап мониторинга

Показатели

Оценка выполнения (да/нет)

Значение показателя

(да – 1/

нет – 0)

I.                    Этап подготовки к проведению процедуры оценки качества образования (обеспечивающий период)

Направление 1

Обеспечение объективности образовательных результатов в рамках конкретной процедуры оценки качества образования

 

1.При подготовке к проведению процедуры оценки качества обеспечены условия соблюдения мер объективности, защиты информации, независимого наблюдения.

 

 

2. При подготовке к проведению процедуры оценки качества утвержден регламент проведения/ предусмотрено использование предложенного регламента.

 

 

3.При подготовке к проведению процедуры оценки качества подготовлены по единым требованиям необходимые контрольные измерительные материалы.

 

 

4.При подготовке к проведению процедуры оценки качества обеспечено участие в информационно-методических/тренировочных мероприятиях специалистов, привлекаемых к проведению.

 

 

Направление 2

Профилактическая работа с образовательными организациями по предотвращению необъективных результатов в рамках конкретной  процедуры оценки качества

5. При подготовке к проведению процедуры оценки качества обеспечено персональное инструктирование специалистов, привлекаемых к проведению, по мерам профилактики попадания в «зону риска» по необъективному проведению процедуры.

 

 

Направление 3

Формирование у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов в рамках конкретной процедуры оценки качества образования

6. При подготовке к проведению процедуры оценки качества осуществлено информирование родителей и обучающихся о предстоящей процедуре.

 

 

7. При подготовке к проведению процедуры оценки качества предусмотрен порядок подачи и рассмотрения апелляций по процедуре/консультирования по процедуре.

 

 

Общее количество баллов по этапу

Максимальное – 7

Фактическое 

II.Этап проведения процедуры оценки качества образования (обеспечивающий период)

Направление 1

Обеспечение объективности образовательных результатов в рамках конкретной процедуры оценки качества образования

Направление 2

Профилактическая работа с образовательными организациями по предотвращению необъективных результатов в рамках конкретной  процедуры оценки качества

Направление 3

Формирование у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов в рамках конкретной процедуры оценки качества образования

8. При проведении процедуры оценки качества созданы организационно-технические условия и осуществлен контроль их соблюдения (предоставление КИМ, предоставление рабочих мест, соблюдение регламента и др.).

1.       

2.       

9. При проведении процедуры оценки качества созданы информационные условия и осуществлен контроль их соблюдения (проведение предусмотренных инструктажей для участников процедуры на всех этапах проведения).

3.       

4.       

10.При проведении процедуры оценки качества соблюдена конфиденциальность информации при хранении, использовании и передаче материалов.

11. При проведении процедуры оценки качества присутствовали независимые наблюдатели (с исключением конфликта интересов).

5.       

6.       

12. При проведении процедуры оценки качества осуществлено информирование общественности о факте ее проведения.

7.       

8.       

Общее количество баллов по этапу

Максимальное – 5

Фактическое

II.    Этап оценивания (проверки, экспертизы) работ обучающихся в рамках процедуры оценки качества образования (обеспечивающий период)/не заполняется, если процедура не предусматривает данный этап

Направление 1

Обеспечение объективности образовательных результатов в рамках конкретной процедуры оценки качества образования

 

13. При проведении оценивания в рамках процедуры оценки качества обеспечено критериальное оценивание назначенными экспертами.

 

 

14. При проведении оценивания в рамках процедуры оценки качества осуществлено согласование подходов к экспертной оценке, обеспечивающее объективность результатов.

 

 

15. При проведении оценивания в рамках процедуры оценки качества документально определен алгоритм обработки результатов процедуры оценки качества образования, обеспечивающий их объективность.

 

 

Направление 2

Профилактическая работа с образовательными организациями по предотвращению необъективных результатов в рамках конкретнойпроцедуры оценки качества

16. При проведении оценивания в рамках процедуры оценки качества проведено персональное инструктирование экспертов по мерам профилактики попадания в «зону риска» по результатам необъективного оценивания результатов процедуры.

 

 

17. При проведении оценивания в рамках процедуры оценки качества приняты меры по защите информации ограниченного доступа.

 

 

Направление 3

Формирование у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов в рамках конкретной процедуры оценки качества образования

18. При проведении оценивания в рамках процедуры оценки качества осуществлено информирование родителей и обучающихся о критериях оценивания результатов процедуры.

 

 

Общее количество баллов по этапу

Максимальное – 6

Фактическое  

Итоговое количество баллов обеспечивающего периода мониторинга

Максимальное – 18

Фактическое

IV. Этап работы с результатами процедуры оценки качества образования (результативный период)

Направление 1

Обеспечение объективности образовательных результатов в рамках конкретной процедуры оценки качества образования

19. При работе с результатами процедуры оценки качества результаты направлены участникам в срок и с соблюдением при наличии персонифицированной информации требований информационной безопасности.

 

 

20. При работе с результатами процедуры оценки качества подготовлены и утверждены аналитические материалы.

 

 

Направление 2

Профилактическая работа с образовательными организациями по предотвращению необъективных результатов в рамках конкретной процедуры оценки качества

21. При работе с результатами процедуры оценки качества подготовлены адресные рекомендации/проведены методические мероприятия, направленные на обеспечение справедливой непротиворечивой оценки результатов.

 

 

Направление 3

Формирование у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов в рамках конкретной процедуры оценки качества образования

22.          При работе с результатами процедуры оценки качества осуществлено информирование родителей, обучающихся

о не персонифицированных результатах процедуры, о возможностях индивидуализации при освоении образовательной программы

 

 

Общее количество баллов по этапу

Максимальное – 4

Фактическое -

Итоговое количество баллов всех этапов мониторинга

Максимальное – 22

Фактическое -

 

Приложение 3

Мониторинговая (функциональная) карта обеспечения условий объективности процедур оценки качества образования и олимпиад в образовательных организациях Челябинской области на муниципальном уровне

Направление мониторинга/

этап мониторинга

Показатели

Оценка выполнения (да/нет)

Значение показателя

(да – 1/

нет – 0)

III.              Этап подготовки к проведению процедуры оценки качества образования (обеспечивающий период)

Направление 1

Обеспечение объективности образовательных результатов в рамках конкретной процедуры оценки качества образования

 

1. При подготовке к проведению процедуры оценки качества обеспечены условия соблюдения мер объективности, защиты информации, независимого наблюдения.

 

 

2. При подготовке к проведению процедуры оценки качества утвержден регламент проведения/ предусмотрено использование предложенного регламента.

 

 

3. При подготовке к проведению процедуры оценки качества подготовлены по единым требованиям необходимые контрольные измерительные материалы.

 

 

4. При подготовке к проведению процедуры оценки качества обеспечено участие в информационно-методических/тренировочных мероприятиях специалистов, привлекаемых к проведению.

 

 

Направление 2

Профилактическая работа с образовательными организациями по предотвращению необъективных результатов в рамках конкретной  процедуры оценки качества

5. При подготовке к проведению процедуры оценки качества обеспечено персональное инструктирование специалистов, привлекаемых к проведению, по мерам профилактики попадания в «зону риска» по необъективному проведению процедуры.

 

 

Направление 3

Формирование у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов в рамках конкретной процедуры оценки качества образования

6. При подготовке к проведению процедуры оценки качества осуществлено информирование родителей и обучающихся о предстоящей процедуре.

 

 

7. При подготовке к проведению процедуры оценки качества предусмотрен порядок подачи и рассмотрения апелляций по процедуре/консультирования по процедуре.

 

 

Общее количество баллов по этапу

Максимальное – 7

Фактическое

II.Этап проведения процедуры оценки качества образования (обеспечивающий период)

Направление 1

Обеспечение объективности образовательных результатов в рамках конкретной процедуры оценки качества образования

Направление 2

Профилактическая работа с образовательными организациями по предотвращению необъективных результатов в рамках конкретной процедуры оценки качества

Направление 3

Формирование у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов в рамках конкретной процедуры оценки качества образования

8. При проведении процедуры оценки качества созданы организационно-технические условия и осуществлен контроль их соблюдения (предоставление КИМ, предоставление рабочих мест, соблюдение регламента и др.).

9.       

10.   

9. При проведении процедуры оценки качества созданы информационные условия и осуществлен контроль их соблюдения (проведение предусмотренных инструктажей для участников процедуры на всех этапах проведения).

11.   

12.   

10. При проведении процедуры оценки качества соблюдена конфиденциальность информации при хранении, использовании и передаче материалов.

11. При проведении процедуры оценки качества присутствовали независимые наблюдатели (с исключением конфликта интересов).

13.   

14.   

1.         12. При проведении процедуры оценки качества осуществлено информирование общественности о факте ее проведения.

15.   

16.   

Общее количество баллов по этапу

Максимальное – 5

Фактическое

III. Этап оценивания (проверки, экспертизы) работ обучающихся в рамках процедуры оценки качества образования (обеспечивающий период)

Направление 1

Обеспечение объективности образовательных результатов в рамках конкретной процедуры оценки качества образования

 

13. При проведении оценивания в рамках процедуры оценки качества обеспечено критериальное оценивание назначенными экспертами.

 

 

14. При проведении оценивания в рамках процедуры оценки качества осуществлено согласование подходов к экспертной оценке, обеспечивающее объективность результатов.

 

 

15. При проведении оценивания в рамках процедуры оценки качества документально определен алгоритм обработки результатов процедуры оценки качества образования, обеспечивающий их объективность.

 

 

Направление 2

Профилактическая работа с образовательными организациями по предотвращению необъективных результатов в рамках конкретной процедуры оценки качества

16. При проведении оценивания в рамках процедуры оценки качества проведено персональное инструктирование экспертов по мерам профилактики попадания в «зону риска» по результатам необъективного оценивания.

 

 

17. При проведении оценивания в рамках процедуры оценки качества приняты меры по защите информации ограниченного доступа.

 

 

Направление 3

Формирование у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов в рамках конкретной процедуры оценки качества образования

18. При проведении оценивания в рамках процедуры оценки качества осуществлено информирование родителей и обучающихся о подходах к оцениванию результатов процедуры.

 

 

Общее количество баллов по этапу

Максимальное – 6

Фактическое

Итоговое количество баллов обеспечивающего периода мониторинга

Максимальное – 18

Фактическое -

IV. Этап работы с результатами процедуры оценки качества образования (результативный период)

Направление 1

Обеспечение объективности образовательных результатов в рамках конкретной процедуры оценки качества образования

19. При работе с результатами процедуры оценки качества результаты направлены участникам в срок и с соблюдением требований информационной безопасности.

 

 

20. При работе с результатами процедуры оценки качества подготовлены и утверждены аналитические материалы.

 

 

Направление 2

Профилактическая работа с образовательными организациями по предотвращению необъективных результатов в рамках конкретной  процедуры оценки качества

21. При работе с результатами процедуры оценки качества подготовлены адресные рекомендации/проведены методические мероприятия, направленные на обеспечение справедливой непротиворечивой оценки результатов.

 

 

Направление 3

Формирование у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов в рамках конкретной процедуры оценки качества образования

22.При работе с результатами процедуры оценки качества осуществлено информирование родителей, обучающихся о не персонифицированных результатах процедуры, о возможностях индивидуализации при освоении образовательной программы.

 

 

Общее количество баллов по этапу

Максимальное – 4

Фактическое -

Итоговое количество баллов всех этапов мониторинга

Максимальное – 22

Фактическое

 

Приложение 4

 

Мониторинговая (функциональная) карта обеспечения условий объективности процедур оценки качества образования и олимпиад в образовательных организациях Челябинской области на институциональном уровне

Направление мониторинга/

этап мониторинга

Показатели

Оценка выполнения (да/нет)

Значение показателя

(да – 1/

нет – 0)

I.                    Этап подготовки к проведению процедуры оценки качества образования (обеспечивающий период)

Направление 1

Обеспечение объективности образовательных результатов в рамках конкретной процедуры оценки качества образования

 

1. При подготовке к проведению процедуры оценки качества обеспечены условия соблюдения мер объективности, защиты информации, независимого наблюдения.

 

 

2. При подготовке к проведению процедуры оценки качества утвержден регламент проведения/ предусмотрено использование предложенного регламента.

 

 

3. При подготовке к проведению процедуры оценки качества подготовлены по единым требованиям необходимые контрольные измерительные материалы.

 

 

4. При подготовке к проведению процедуры оценки качества обеспечено участие в информационно-методических/тренировочных мероприятиях специалистов, привлекаемых к проведению.

 

 

Направление 2

Профилактическая работа с образовательными организациями по предотвращению необъективных результатов в рамках конкретной  процедуры оценки качества

5. При подготовке к проведению процедуры оценки качества обеспечено персональное инструктирование специалистов, привлекаемых к проведению, по мерам профилактики попадания в «зону риска» по необъективному проведению процедуры.

 

 

Направление 3

Формирование у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов в рамках конкретной процедуры оценки качества образования

6. При подготовке к проведению процедуры оценки качества осуществлено информирование родителей и обучающихся о предстоящей процедуре.

 

 

7. При подготовке к проведению процедуры оценки качества предусмотрен порядок подачи и рассмотрения апелляций по процедуре/ консультирование по процедуре.

 

 

Общее количество баллов по этапу

Максимальное – 7

Фактическое

II.Этап проведения процедуры оценки качества образования (обеспечивающий период)

Направление 1

Обеспечение объективности образовательных результатов в рамках конкретной процедуры оценки качества образования

Направление 2

Профилактическая работа с образовательными организациями по предотвращению необъективных результатов в рамках конкретной процедуры оценки качества

Направление 3

Формирование у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов в рамках конкретной процедуры оценки качества образования

8. При проведении процедуры оценки качества созданы организационно-технические условия и осуществлен контроль их соблюдения (предоставление КИМ, предоставление рабочих мест, соблюдение регламента и др.).

17.   

18.   

9. При проведении процедуры оценки качества созданы информационные условия и осуществлен контроль их соблюдения (проведение предусмотренных инструктажей для участников процедуры на всех этапах проведения).

19.   

20.   

10. При проведении процедуры оценки качества соблюдена конфиденциальность информации при хранении, использовании и передаче материалов.

11. При проведении процедуры оценки качества присутствовали независимые наблюдатели (с исключением конфликта интересов).

21.   

22.   

12. При проведении процедуры оценки качества осуществлено информирование общественности о факте ее проведения.

23.   

24.   

Общее количество баллов по этапу

Максимальное – 5

Фактическое  

III. Этап оценивания (проверки, экспертизы) работ обучающихся в рамках процедуры оценки качества образования (обеспечивающий период)

Направление 1

Обеспечение объективности образовательных результатов в рамках конкретной процедуры оценки качества образования

 

13. При проведении оценивания в рамках процедуры оценки качества обеспечено критериальное оценивание назначенными экспертами.

 

 

14. При проведении оценивания в рамках процедуры оценки качества осуществлено согласование подходов к экспертной оценке, обеспечивающее объективность результатов.

 

 

15. При проведении оценивания в рамках процедуры оценки качества документально определен алгоритм обработки результатов процедуры оценки качества образования, обеспечивающий их объективность.

 

 

Направление 2

Профилактическая работа с образовательными организациями по предотвращению необъективных результатов в рамках конкретной процедуры оценки качества

16. При проведении оценивания в рамках процедуры оценки качества проведено персональное инструктирование экспертов по мерам профилактики попадания в «зону риска» по результатам необъективного оценивания.

 

 

17. При проведении оценивания в рамках процедуры оценки качества приняты меры по защите информации ограниченного доступа.

 

 

Направление 3

Формирование у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов в рамках конкретной процедуры оценки качества образования

18. При проведении оценивания в рамках процедуры оценки качества осуществлено информирование родителей и обучающихся о подходах к оцениванию результатов процедуры.

 

 

Общее количество баллов по этапу

Максимальное – 6

Фактическое

Итоговое количество баллов обеспечивающего мониторинга

Максимальное – 18

Фактическое -

IV. Этап работы с результатами процедуры оценки качества образования (результативный период)

Направление 1

Обеспечение объективности образовательных результатов в рамках конкретной процедуры оценки качества образования

19. При работе с результатами процедуры оценки качества результаты направлены участникам в срок и с соблюдением требований информационной безопасности.

 

 

20. При работе с результатами процедуры оценки качества подготовлены и утверждены аналитические материалы.

 

 

Направление 2

Профилактическая работа с образовательными организациями по предотвращению необъективных результатов в рамках конкретной процедуры оценки качества

21. При работе с результатами процедуры оценки качества подготовлены адресные рекомендации/проведены методические мероприятия, направленные на обеспечение справедливой непротиворечивой оценки результатов.

 

 

Направление 3

Формирование у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов в рамках конкретной процедуры оценки качества образования

23.              При работе с результатами процедуры оценки качества осуществлено информирование родителей, обучающихся о не персонифицированных результатах процедуры, о возможностях индивидуализации при освоении образовательной программы.

 

 

Общее количество баллов по этапу

Максимальное – 4

Фактическое

Итоговое количество баллов всех этапов мониторинга

Максимальное – 22

Фактическое -